среда, 28 марта 2012 г.

Еще один субжанр фантастики - альтернативная география

Много лет после завершения детства, может быть до сих пор, меня увлекают рассказы про подземные реки, проливы, тайные туннели. С течением времени я как-то позабыл источник этого увлечения, а в аспирантуре мне немало лекций довелось выслушать по психологии, причем читали неплохие преподаватели, умевшие заинтересовать. И я постепенно начал думать, что эти подземные реки зародились в моем подсознании :) сами по себе, как тяга к чему-то архетипическому. Эта теория тоже по своему завораживала и играть в поиск этого архетипа было довольно занимательно. Но я не там искал, как выяснилось на днях.

Наткнулся на источник своего детского увлечения я, как у меня в последнее время часто бывает, совершенно случайно. Искал кое-что по творчеству Жюля Верна и обнаружил в Википедии список сбывшихся и несбывшихся научных прогнозов, сделанных им в виде допущений в его фантастических романах. Несбывшихся Вики пока упоминает всего два или три, среди них - подземный пролив под Суэцким каналом. Пробежав глазами эти строки, я внезапно что-то вспомнил. Что-то сильно впечатлявшее меня около 4 класса.




Специально пролистал "20 тысяч лье под водой" и убедился. Да, именно описание вымышленного Аравийского пролива заставило меня в далеком детстве столь много размышлять о подземных водных артериях. В те годы еще были на слуху военные конфликты на Ближнем Востоке, в районе Суэцкого канала в том числе, немудрено, что такая возможность как проход субмарины в самом неожиданном месте оказывала на советского мальчика большое впечатление. Примерно тогда же, или чуть позже, я посмотрел детский фильм про поиски подземной реки в городских так сказать условиях (кажется, главную роль там исполнял мальчик, игравший Васечкина), что заставляло донимать отца распросами о подземных реках уже в нашем родном городе. И еще припоминаю красивый глянцевый журнал о спелеологии, принесенный откуда-то мамой. И вот так уж вышло, что альпинизм меня никогда не стал привлекать (хотя горы я люблю преданной любовью выросшего в горном краю человека), а вот романтика поиска подземных рек почему-то будоражит поныне.

В общем, увлечение этой темой начиналось с прохода "Наутилуса" Аравийским проливом под носом у сотен кораблей. Архетипы оказались не причем.

Что еще интересного мне попалось по ходу поиска информации о вымышленном, но при этом аргументированном Верном, Аравийском проливе, так это название очередного субжанра научной фантастики, а именно - альтернативной географии. Очевидное, казалось бы, выделение, но  мне оно почему-то в голову раньше не приходило. Альтернативная история заслоняла собой очень близкий, но все-таки другой субжанр.

В самом деле, есть же романы, в которых некоторое отличие мира от известной географии является мотивом, определяющим целый ряд других мотивов или даже стержнем сюжета. "Земля Санникова" и "Плутония" В. Обручева. Мне нравились эти книги, но я только сейчас узнаю, что они относятся к альтернативной географии. "20 тысяч лье", между прочим, использует отдельные приемы этого субжанра, но они не очень влияют на весь сюжет. У капитана Немо другие приоритеты. Зато капитан Гаттерас с его гипотетической землей на Северном полюсе и замерзшим океаном на Южном именно сюда и относится.

В статье об альтернативной географии на Литпедии к ней отнесены даже "Путешествия Гулливера", хотя на мой взгляд, это просто фантастические памфлеты, ведь наличие описанных в них стран никак не аргументируется, не обосновывается. Тогда как для выделения субжанра научной фантастики доказательство, точнее обоснование возможности, на мой взгляд, должно являться основным критерием. Еще одним критерием, видимо, надо признать наличие других фантастических (но научно обоснованных или логически объяснимых) допущений, вытекающих из измененной географии.

Я бы поостерегся включать "Остров Крым" Василия Аксенова в альтернативную географию. Это тоже чисто политическая книга, в смысле, возможность бытия Крыма в качестве острова влияет по сюжету только на политические нюансы. Даже не на общественные. "Остров" я читал в студенчестве, может чего и не помню, но вроде бы аксеновский Крым в общественном плане являл собой типичный образчик западного капиталистического общества. С отдельными особенностями, мало на что влияющими. Яки-националисты, крымско-татарские националисты, Союз Единой Судьбы, потомки белогвардейцев - все это политика по большому счету... ничего специфического из арсенала даже "мягкой" н/ф, сосредоточенной на вариантах социального развития. Научно-фантастических допущений в романе не вижу. Или не помню.

Впрочем, есть даже такое мнение, что альтернативная география впервые родилась в книгах, написанных буквально в наши дни. Будто бы, повесть "Антарктида on-line" Александра Громова и Владимира Васильева 2002 года является первопроходцем субжанра. Версию защищает статья в "Мире фантастики". На вид это, конечно, слишком смело, хотя, кто знает. "Антарктиду" я еще не читал, как и последующих произведений этих авторов, может статься, они действительно использовали/открыли какие-то новые критерии субжанра. Поживем-почитаем.


5 комментариев:

  1. Был помню мультфильм, французский что ли, путешествие на Луну. Про подземные пещеры. В Эрдэме шел.

    ОтветитьУдалить
  2. что-то военизированный вы были мальчик, однако. Проход под землей военной подлодки так сильно повлиял на выбор хобби?

    ОтветитьУдалить
  3. Нет, самым первым импульсом было описание способа, которым Немо обосновал, а затем доказал существование подземного пролива. Меня, ученика четвертого класса, это страшно восхитило. А дальше уже весь остальной антураж повлиял, в т.ч. военный. Время-то было такое, пропаганда и прочее...

    ОтветитьУдалить
  4. https://www.dropbox.com/s/qst7hacjujdviy7/-----------.jpg?dl=0

    https://www.dropbox.com/s/9f50t3hj95l0mcw/----------.jpg?dl=0

    ОтветитьУдалить