четверг, 27 октября 2011 г.

Рыцарский роман для советского мальчишки

Сегодня немного прошелся по магазинам в поиске материала для рыцарских гаджетов. В смысле новогоднего маскарада. Сынишка изъявил намерение быть рыцарем. Я давно ждал и немного опасался этого выбора. Ждал, потому что понимал, миновать сего этапа в детстве мальчика, растущего под влиянием европейской культуры, практически невозможно. Помнил я и свои собственные детские пожелания, никогда впрочем не осуществившиеся. Год назад я сам подарил малышу неплохую французскую книжечку про рыцарей со стилизованными под детские рисунки. Словом миг, когда сын обратился к эпохе замков, турниров и крестовых походов, был ожидаем. Опасения же были связаны с трудоемкостью процесса изготовления всей необходимой атрибутики. Потому, не смотря на то, что до Нового года времени, казалось бы, навалом, решил все же провести ревизию в арсеналах.



Накручивая свои километры в строймаге, хозтоварах и канцах, тихо радовался обилию подручного материала, годного на латы, кольчуги, шлемы, мечи... Ничего подобного в моем детстве я не видел. Впрочем, как ни странно, в том же моем детстве выбор литературы на рыцарскую тему как-то тоже не особенно потрясал широтой. После магазинов, обманывая пробки, ехал в трамвае и никак не мог вспомнить, что же я читал в школьные и дошкольные годы "про рыцарей".

Совершенно точно за весь мой период детства я не видел ни одной книги типа тематической энциклопедии про рыцарей. Сегодня этого добра не то, чтобы много, но кое-какой выбор имеется. Старшему сыну я покупал такую еще лет 10 тому назад. В 70-80-е ничего подобного мне не встречалось. Мое знакомство с миром рыцарской романтики ограничилось "Айвенго", "Рыцарями Круглого стола" (цикл Р.Л. Грина, напечатанный в журнале "Вокруг света") и несколькими статьями из Большой Советской энциклопедии. В БСЭ, между прочим, особенно много радости приносила иллюстрированная статья по геральдике. Смешно, но факт, именно такое на вид скучное детям издание как БСЭ побудило меня заняться разработкой собственного герба, а также привлечением к этому благородному занятию ближайших друзей. "Айвенго", как мне смутно припоминается, они прочитали где-то в одно время со мной. Увлечься рыцарством всем вместе нам труда не составило, да и вообще, компания у нас была довольно дружная, и примерно до 6 класса все наши поветрия в пиратскую, мушкетерскую и прочие романтики происходили практически одновременно.

Но все же странность имела место быть. Книг про рыцарей нам попадалось в те годы удивительно мало. Выручал кинематограф. "Тайны Бургундского двора", какой-то польский фильм про детишек, искавших клад (или меч) Тевтонского ордена, незабвенные Петров и Васечкин с "Дон Кихотом" под мышкой... Стоп. Да, был еще "Дон Кихот" и "Гаргантюа", но эти пародии на нас как-то не производили впечатления. Разве что гравюры. Нет, эти две книги определенно не подпитывали, по крайней мере, мое увлечение.

Книг было на удивление не много. А рыцарская романтика при этом очаровывала не намного меньше индейской (а краснокожие, между прочим, в советской масс-культуре обделены вниманием не были).

Полную версию свода Р.Л. Грина я, кстати, даже не помню, прочитал ли когда-либо в своей жизни, или та, запрещенная при Советах, глава о поиске Грааля так и не попалась мне... Не смог вспомнить. Лет в 25 я прочитал два попавшихся случайно тома "Смерть Артура" Томаса Мэлори и перечитал советское издание (т.е. без главы о Граале) Р.Л. Грина. Примерно тогда же в магазинах начали появляться роскошно иллюстрированные детские энциклопедии, которые я по возможности закупал "впрок". Для планируемого сына, затем - для сына, когда он подрастет... Теперь вот покупаю для его братика, у которого французская книжечка про жизнь рыцаря от детства до крестового похода и старости - одна из любимых в списке не художественной литературы.

Такие дела. Импульс, который куртуазная культура умудрялась оказывать на советских детей (и мальчиков, и девочек), оказался столь силен, что мог успешно работать даже в столь подавляющем численном меньшинстве. У меня получилось, кажется, как-то так. Либо я просто еще не вспомнил всего.



Комментариев нет:

Отправить комментарий